Почему я тренируюсь

Многие воспринимают станок как способ не потерять фитнес во время длинной зимы. Часто это долгие часы базового периода тренировок, “смотря на стенку”. Я уже писал почему базовый период не обязательно длинный и долгий. Для меня станок – это самый эффективный способ тренировки. У меня есть возможность кататься круглогодично, но я предпочитаю провести зимние месяцы максимально полезно.

Для меня вдохновение – это забраться на вершину холма и в одиночестве постоять и насладиться видом. Достаточно быстро я обнаружил, что для того чтобы условно комфортно добираться до таких мест, то нужно обладать приличным фитнесом. Осенью 2015 я поехал первый раз кататься по холмам. Все было здорово и клево пока я не уперся в подъем 4-й (самой младшей) категории. Средний уклон в 5% и длина 1.6 км звучали не очень страшно, так что я бодро и весело активно педалил, но местами было 8-10% и я просто и тупо умер на середине подъема. Дойдя пешком до вершины, я понял, что зимой нужно не халявить. До этого я ни разу не тренировался предметно и просто катался по округе “в свое удовольствие”.

Для любой тренировки важно задавать цель. Если цель проехать 100 км, то план тренировки один. Если цель проехать 1-часовую гонку критериум, то план другой. Для себя я цель определил как “хочу лучше заезжать на холмы”. Почитав теорию, я понял, что способность заезжать на холмы определяется отношением мощности, которую ты можешь поддерживать, к весу. Соответственно, можно уменьшать вес велосипеда (дорого), велосипедиста (похудение, но мне особо худеть не куда :D) или повышать мощность (тренировки!).

С той осени 2015, я каждую зиму провожу 5-6 часов в неделю на станке. Это не очень много по меркам спортсменов-любителей, но это то, сколько я могу долговременно поддерживать без больших компромиссов между семьей, работой и тренировками.

Я попробую выделить основные моменты, к которым я пришел за это время и почему я продолжаю систематично заниматься на станке.

Эффективность

У меня есть только очень ограниченное время для тренировок и я хочу использовать его по максимуму. Если тренировочная сессия на станке 90 минут, то каждая минута проведена в тренировке и вносит свой вклад в результат. Если я тренируюсь на улице, то вначале мне нужно доехать до места, где я могу провести тренировку безопасно. На пути светофоры, перекрестки и трафик. В итоге из 90 минут тренировки я в лучшем случае тренируюсь 30-40 минут, а остальное время потрачено просто так.

Качество

Повторяемость и точность интервалов определяют качество тренировки. Перекрестки, небольшие изменения уклона рельефа, ветер – все это компрометирует качество тренировки. К примеру, если у меня интервал 5 минут, но на 3-ей я попал на красный свет, то такой интервал бесполезен.

Выбор темпа

До того как я начал тренироваться систематично, у меня было всего два положения усилия: “выкл” или “на все деньги”. С этим приходили все типичные ошибки начинающих велоспорстменов, которые вы можете представить: выдать все что есть в первые 15 минут поездки и потом ползти остаток; быстро взобраться на половину холма и потом ехать как черепаха и проч. Тренировки позволили мне найти полный спектр интенсивностей, которые помогают выбрать правильный темп для короткого крутого холма, или длинного пологого подъема, как долго я могу выдержать темп, который задала группа и т.д.

Стойкость

Я много раз встречал фразу о том, что мозг сдается раньше, чем сдаются мышцы. Я никогда особо не думал об этом в применении к тренировкам или к моим поездкам. Но все так. Когда я прохожу сквозь полный спектр мыслей, от “о, это вроде легко”, до “как же долго идут эти 10 секунд” на протяжении тренировки, то учусь, и когда встречаю такое на дороге, то я знаю чего ожидать от себя и как с этим можно бороться. Точно так же как я тренирую ноги, легкие и сердце, я тренирую свой мозг бороться со слабостями :-)

Нащупать границы

Я зачастую не выдаю “все что есть” на дороге исключительно из соображения безопасности. Но достаточно сложно нащупать границу чего ты можешь без того чтобы несколько раз не перейти ее. Тогда можно примерно оценить, когда ты переходишь слишком далеко “в красную зону” и снизить темп. Если я выдал 110% на станке, то мне не нужно еще 20-30 минут педалить до дома, я могу попробовать выдать еще чуть-чуть и может выяснится, что (а) это действительно была граница (б) я только думал, что это была граница, и я могу на самом деле больше.

Фан отдельно, тренировки отдельно

Мне психологически проще сфокусироваться на тренировках, когда они на станке. Тогда когда я еду по улице, я не так заморачиваюсь на следование тренировочным инструкциям и тренируюсь “по ситуации”. Спринт вверх по рампам, повторы холмов, темпо по плоскому участку, попытки поставить персональный рекорд на сегменте Страва – это намного более веселее для меня, чем следование “два по двадцать” и разочарование, что не получается ровно “двадцать”. Так что тренировки на станке для меня это структурированная “работа”, а тренировки на улице – “фан”. Такой подход помогает мне не “выгорать” от постоянных тренировок и в то же время систематично улучшать свои результаты.


Статья написана специально для cyclolife.ru и доступна под лицензией CC-BY-NC. Это разрешает перепечатку при выполнении определенных условий: некоммерческое использование, ссылка на оригинал, и указание авторства и лицензии.

comments powered by Disqus